Русские пневматики в развитии
В 2005 году один из журналов назвал Вадима Яковлевича Шапиро «отцом русских пневматиков» (вездеходов на шинах низкого давления). И это неудивительно, ведь он еще в 1984-1990 годах совершил семь путешествий (общей протяженностью 17 тыс. км) на снегоболотоходах и провел пять Всесоюзных смотров самодельных вездеходов.
«Ассоциация «Арктиктранс» была создана для выпуска вездеходов в 1989 году, а фирма «Трэкол», главный на нынешний день их производитель – в 1993-м», - говорит он.
В 1996 году «Трэкол» создал бескамерную эластичную шину 1300х600-21’’ с двумя слоями корда, которая, несомненно, явилась событием, ибо до этого для вездеходов на пневматиках использовались только камеры большого размера от грузовиков и самолетов. Эта шина и сейчас является уникальной разработкой и широко используется как ее создателями, так и потребителями. В 1998 году «Арктиктранс» разработал камерную шину 1150х370-20’’ с пластичными самоочищающимися грунтозацепами, которая оказалась весьма эффективной при движении по грязи. Для снега была изготовлена шина 1300х480-24’’ с высотой грунтозацепов 7-8 мм.
В последние годы на этом направлении новый активный игрок – фирма «Авторос», известная «Проектом Z». Компания выпустила два типа шины 1300х600-21’’ с высотой грунтозацепов 20 мм (с прореженным и насыщенным рисунком протектора).
«Странник»
В итоге назрело сравнительное исследование шин, и «Арктиктранс» провел его на образцах 1300х600-21’’ от «Трэкола» и «Автороса» и 1300х700-24’’ «Арктиктранса» (в камерном и бескамерном вариантах). Изучались несущая способность при различных внутренних давлениях в шине и тягово-сцепные свойства на твердом и мягком грунтах. Главные результаты сведены в две приводимых ниже таблицы.
Можно сделать вывод о различном поведении трех исследованных шин, а также развенчать рекомендацию снижать давление в шине до 0,06-0,1 атм, поскольку при этом шина теряет устойчивость и наблюдается образование складок, а боковая тонкая поверхность превращается в «беговую» и быстро изнашивается.
«Петрович»
Для огромного разнообразия бездорожных условий нашей страны вряд ли достаточно трех исследованных нами шин. Даже снег имеет более 20 разных видов, а сколько типов болот существует? А каменистые грунты и лесные дороги? Словом, необходимо много разных типов протектора и конструкций шин, и мы находимся в самом начале этого пути. Ведь задача изготовителя – представить потребителю как можно больше вариантов по диаметру, ширине, рисунку протектора, грузоподъемности, в камерном и бескамерном исполнении с соответствующим диском. А главное, изготовитель должен гарантировать высокое качество и объявленные технические характеристики.
Конечный выбор – прерогатива потребителя, именно этот принцип лежит в основе деятельности Ассоциации «Арктиктранс».
«Тром 8х8»
За последнее время наметился сдвиг в создании новых моделей как с использованием традиционных схем и компоновок, так и нетрадиционных идей. Так, заметным шагом стало создание и организация серийного выпуска снегоболотохода «Странник» (передача движения на колесо роликом меньшего диаметра) Владимиром Гамиловским. Эта машина сейчас успешно эксплуатируется в Воркуте и Салехарде, конкурируя со снегоходами типа «Буран».
По такой же схеме Алексеем Гринкевичем в Сургуте выпускаются «Тром 4х4» и «Тром 8х8» (большей грузоподъемности), прекрасно передвигающиеся по «черным» болотам, где не может проехать никакой другой вездеход, гусеничный или колесный.
«Леший»
Прошел сертификацию в Тюмени «Петрович» (ООО «Экотранс»), в Саратове силами НПП «Солитон» сконструирован «Леший», уже создано или находятся в процессе создания много других вездеходов на шинах низкого давления.
Подготовил Олег Никитин
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Открылся новый сайт.
Переходите на arctic-trans.ru