Ассоциация Арктиктранс

История шин низкого давления

В начале развития пневмоходного движения около 30 лет назад, в качестве движителей для вездеходов на пневматиках использовались камеры от самолетов и грузовых автомобилей, перехваченные поперечными ремнями. Сцепление пластичной резины камеры с грунтом позволяло уверенно двигаться легким машинам, но иногда поперечные ремни приходилось оснащать металлическими грунтозацепами в виде приклепанных уголков.

Для первого снегоболотохода "Мамонтенок" в 1992 г. его разработчик, Владимир Ряго из Минска для увеличения сцепления применил в качестве грунтозацепов надетую на камеру покрышку трактора с вырезанными окнами, образовавшимися в результате удаления половины грунтозацепов тракторной покрышки-донора.

В 1996 г. Ассоциация "Арктиктранс" впервые применила на вездеходах "Арктика" и "Лопасня" тонкостенные покрышки с низкой робмовидной шашкой размерностью 1325х480-24" и тонкостенные покрышки с протектором <елочка> размерностью 1150х370-20" с высотой грунтозацепов около 20-25 мм. Отработка технологии изготовления второй покрышки заняла несколько долгих лет, поскольку на первых опытных образцах покрышки были сквозные дыры под грунтозацепами на беговой дорожке. Отверстия были настолько большими, что при попадании колеса в лужу туда набиралась вода, которая при движении фонтанчиками выходила наружу.

Наша компания всегда будет признательна Валерию Владимировичу Лебедеву, бывшему начальнику цеха на ОАО <ЯШЗ>, который поверил в идею разработки и выпуска тонкостенных шин с грунтозацепами, а впоследствии помог с воплощением этой идеи в реальность. Он решил задачу, которую специалисты-шинники с многолетним опытом работы считали практически невыполнимой, а именно - получение массивных пластичных грунтозацепов на тонкой кордированной ткани. Это решение подтверждается действующим патентом №50470.

Разнообразие бездорожья необъятных просторов нашей Родины вынудило нас приступить к расширению ассортимента тонкостенных шин, поскольку различные требования дорожных (точнее, бездорожных) условий нельзя удовлетворить одним единственным рисунком протектора. Совершенно очевидно, что для лесистой местности необходим насыщенный рисунок протектора, как например, на РКО 1300х560-20", для каменистой местности крепление протектора к резинокордной ткани необходимо усиливать (РКО 1450х500-24" усиленная), для снега необходим малоагрессивный протектор (1300х700-21" и 24"), для мохового болота нужен свой специальный рисунок близкий по смыслу к шине 1300х600-21" фирмы Трэкол или шинам фирмы Авторос.

Мы предлагаем нашим клиентам широкий ассортимент разнообразных размеров, рисунков протектора и технических характеристик тонкостенных шин высокого качества. Клиенту необходимо только выбрать из предложенного ассортимента.

Мы выпускаем тонкостенные шины для камерного использования, поскольку на бездорожье всегда есть шанс повреждения диска, а, следовательно, его разгерметизации и спуска колеса. Согласитесь, что всегда проще возить с собой запасную камеру или ремкомплект, чем целое колесо в сборе. Конструкция наших дисков, с одной стороны, позволяет легко перебортировать покрышку в <полевых> условиях, а, с другой стороны, надежно фиксирует покрышку и камеру на диске от проворота при снижении давления внутри камеры. Это достигается путем применения прижимных колец или отдельных сегментов, так называемых бэдлоков.

Тем не менее, для наших клиентов мы также можем предложить тонкостенные шины в бескамерном исполнении (с гермослоем), а также диски для бескамерного применения и сопроводить покупку инструкцией по монтажу бескамерной шины на диск.

Для покрышек производства Ассоциации "Арктиктранс" применяются специальные морозостойкие резиновые смеси, позволяющие эксплуатировать покрышки при температурах от +50 С до -50 С.

В 2008г. в Федеральном исследовательском испытательном центре машиностроения (ФИИЦ М) были проведены сравнительные испытания трех близких по размерам и назначению тонкостенных шин с двумя слоями резинокорда, показанных на рисунке ниже.

1300х600 - 21" "ТРЭКОЛ"

49х23.5-21LT

"АВТОРОС"

1300х700-24LT

(52,2х25-24")

"АРКТИКТРАНС"

Шина Трэкол 1300х600 Шина Авторос Шина Низкого давления Арктиктранс



Основные технические характеристики шин по ТУ и данным изготовителя.

Таблица 1.

№№

п/п

Наименование показателей

1300х600 - 21" "ТРЭКОЛ"

бескамерная

49х23.5-21LT

"АВТОРОС"

бескамерная

1300х700-24LT

(52,2х25-24")

"АРКТИКТРАНС"

бескамерная

1.

Норма слойности

2

2

2

2.

Индекс грузоподъемности

90

90

100

3.

Максимально допустимая нагрузка,кг

600

600

800

при внутреннем давлении в шине, кгс/см2

0,6

0,6

0,5

4.

Наружный диаметр, мм

1300+30

1250+30

1285+30

5.

Ширина профиля, не более, мм

600

600

652

6.

Масса бескамерной шины, кг

44

42

46

8.

Категория скорости

F (80 км/ч)

F (80 км/ч)

D (65 км/ч)



В следующей таблице приведены данные по несущей способности шин сверхнизкого давления, определенные экспериментальным путем на специальном стенде ФИИЦ М.



Несущая способность шин сверхнизкого давления, (кг)

Таблица 2.

Тонкостенная

шина


Параметр, кПа (атм)

1300х600-21" (*)


49х23.5-21LT

1300х700-24"(**) (52х25.5-24)

Нагрузка на шину в кг

Внутреннее

давление в

шине кПа (атм).

10 (0.1)

150

образование складок

Не заявляется изготовителем

340

20 (0.2)

310

350

560

60 (0.6)

600

600

945

* Давление 10 кПа (0,1 атм) рекомендуется изготовителем как рабочее

** Давление 15 кПа (0,15 атм) рекомендуется изготовителем для кратковременного использования и преодоления проблемных участков, рабочее давление - от 0,20 атм.


Как следует из данных таблицы 2, несущая способность шин при внутреннем давлении воздуха 10 кПа (0,1 атм.), рекомендуемого изготовителем для преодоления участков трассы с малой несущей способностью, не позволяет эксплуатировать эти шины в нормальном режиме (рис. 2).

Шина

Рис. 2. Образование поперечных складок на шине 1300х600 - 21" при внутреннем давлении 10 кПа и нагрузке на колесо около 250 кг.


При повышении нагрузки и недостаточном внутреннем давлении шина теряет несущую способность, что ведет к потере шиной геометрии. По результатам испытаний, приведенным в таблице 2, несущие способности шин 1300х600 - 21" и 49х23.5 - 21" весьма близка, хотя у последней шины она несколько выше. Шина 1300х700 - 24" имеет значительно более высокую несущую способность - если у первых двух шин потеря несущей способности происходит при внутреннем давлении в шине 15 кПа при нагрузке 600 кг, у шины 1300х700 - 24" это происходит при нагрузке 1000 кг и таком же внутреннем давлении. А при давлении 60 кПа шина выдерживает нагрузку 1200 кг, что в 1,5 раза больше чем заявлено по ТУ.

Интересные данные были получены при изучении тягово-сцепных показателей шины как на твердом, так и на мягком грунте. Сводные данные для мягкого грунта представлены в таблице 3.

Тягово-сцепные показатели работы тонкостенных шин на мягком грунте.

Таблица 3.


1300х600-21"

49х23.5-21

1300х700-24

(52х25.5-24)

Максимальная сила тяги, кН

3,79

3,88

5,786

Коэффициент сцепления

0,64

0,65

0,723

Тяговый коэффициент полезного действия шины

0,72

0,77

0,914

Предельное буксование, %

38,0

22,0

18,8


Как следует из этой таблицы, шины 1 и шины 2 по первым трем показателям весьма близки и отличаются только разницей в предельном буксовании, что объясняется более высокими и более удачно расположенными грунтозацепами последней (Рис. 1). Максимальная сила тяги шины 1300х700 - 24" в 1,5 раза выше, а тяговый коэффициент полезного действия выше в 1,27 - 1,19 раза, что косвенно указывает на более высокий КПД работы шины.

Таким образом, проведенные исследования показали преимущество шины 1300х700 - 24" (52.2х25,5 - 24") во всем диапазоне исследований, что также подтверждается отзывами потребителей о практике использования этой шины. Она испытывалась на снегоболотоходах "ПЕТРОВИЧ" (Тюмень), "КЕРЖАК" (Н. Новгород), КБ Старатель (Самара), "ЛЕШИЙ" (Саратов), "ТРОМ" (Сургут) и показала высокие эксплуатационные свойства.

В настоящее время результаты исследования используются для создания новых типов тонкостенных шин сверхнизкого давления.

Большинство резино-кордных оболочек Арктиктранса вулканизируются в пресс-формах стандартных многослойных шин. На этих пресс-формах нанесены индексы и обозначения, не соответствующие показателям резино-кордных оболочек (индексы скорости, внутреннего давления в шине, нагрузки, модели шины и т.д.)

В связи с этим, в технических условиях на резино-кордные оболочки, разработанных совместно Ассоциацией Арктиктранс и Ярославским шинным заводом ТУ-38.304-14-96-2000 еще 10 лет назад, имеется пункт 1.10.1 "На резинокордных оболочках сшероховываются обозначения модели, нормы слойности, обозначения ГОСТ или ТУ, образовавшиеся в результате отттиска от прессформы".

По мере развития производства РКО у Арктиктранса появляются пресс-формы, созданные специально для тонкостенных шин и имеющие соответствующую маркировку (в настоящее время около половины используемых для производства пресс-форм).

 

!! ВНИМАНИЕ !!
Открылся новый сайт.

Переходите на arctic-trans.ru