Ассоциация Арктиктранс

Боевые машины Чукотки

Журнал "Автопилот" №5 1997

Читатели часто упрекают нас в невнимании к произведениям отечественной автопромышленности. Дескать, народ наш, сами знаете, на чем ездит, а вы...

В стремлении исправить эту досадную ошибку редакция решила пойти еще дальше. Значительная часть территории нашей страны - зона вечной мерзлоты. А посему, поменяв штиблеты на валенки, корреспонденты "Автопилота" отправились в Заполярье.


Тяжелая бронетехника

ДМИТРИЙ БАРИНОВ, фото автора

Коренное население самого удаленного от Москвы региона России - Чукотского автономного округа - очень любит смотреть телевидение. И лишь трансляции авторалли по бездорожью стран Азии и Африки вызывают у представителей малочисленных народов Севера раздражение. "Ну разве в Африке бездорожье? - возмущаются аборигены. - Эти бы "лендроверы" в нашу тундру""

Там, где никогда не было и не будет обычных дорог, а средняя температура воздуха десять месяцев в году - минус 30, есть лишь один "проходимец". Проверенный временем вездеход советских времен - "ГАЗ-71". Оснащенный двигателем от "ГАЗ-66", огромный, чем-то напоминающий БМП, монстр на гусеничном ходу. Именно ему принадлежит слава уничтожения северной природы: проехав по тундре летом, вездеход оставляет за собой мертвый след, не зарастающий долгие годы.

На зарубежных внедорожниках "новые чукчи" щеголяют лишь по столице Чукотки - Анадырю, общая протяженность улиц которого не превышает нескольких километров. Все остальные маршруты - исключительно на легендарном "автомобиле" полярников. Говорят, недавно какие-то "отморозни" пытались покорить тундру на мощных "уралах" с широкой резиной, однако больше полутора километров в сутки никто из них проехать не смог. Не выдержали испытания Чукоткой и знаменитые канадские вездеходы с гусеницами выше крыши - сломались на второй день.

Поездка в тундру на вездеходе для человека, впервые попавшего на Север, - настоящее событие. Корреспонденту "Автопилота" посчастливилось в апреле прокатиться на "ГАЗ-71" по одному из самых крутых маршрутов - от поселка Лаврентий до льдов Берингова пролива.

Ревя и подскакивая на кочках, гусеничный монстр уносил меня в белое безмолвие. Вскоре забываешь и про безумную тряску, и про мороз - в тундровом танке становится тепло и уютно. Особенно если перед поездкой принять в профилактических целях граммов сто пятьдесят. Кажется, что вездеход несется с запредельной скоростью, на самом же деле он делает едва ли больше 40 километров в час.

Однако у таких прогулок есть свои минусы, на которые северяне не обращают внимания. Выхлопные газы до краев наполняют "салон", и если вовремя не проветрить машину, начинает болеть голова. Еще одно неудобство - практически полное отсутствие обзора из пассажирского отсека.

Щупальца капитализма дотянулись недавно и до Чукотки - и купить вездеход здесь теперь также просто, как машину в Москве. Торгуют, разумеется, в основном подержанной техникой. Например, "ГАЗ-71" в хорошем состоянии можно приобрести всего за пять-шесть тысяч долларов. Только обслуживание "боевой машины Чукотки" влетит счастливому танкисту в копеечку. Еще бы, на аппетит вездеходы не жалуются. В среднем они пожирают 150 (!) литров 76-го бензина на "сотню". И это бы не беда, если бы не астрономические цены на топливо в этой северной глубинке. За литр бензина владельцы вездеходов вынуждены выкладывать до 60 (!) тысяч рублей. Словом, одна поездка в тундру обойдется примерно во столько же, сколько перелет из Москвы в Берлин.

"А что делать, - разводят руками местные жители. - Без вездехода мы здесь как без рук. Приходится ставить на машины дизельные "движки". В отличие от бензина с соляркой здесь проблем нет".

И правда, в советские времена щедрые геологи оставили в тундре несколько тысяч бочек с дизельным топливом. Коротким северным летом, когда сходит снег, аборигены отправляются на поиски черного золота. С пустыми руками не возвращаются.

Несмотря на полное отсутствие дорожного движения на Чукотке водители вездеходов все же умудряются попадать в разные передряги. В прошлом году, например, один из них, заблудившись, заехал прямо в Берингово море. Не выдержав многотонную махину, толстый лед проломился, и машина очутилась в ледяной воде. Водитель не растерялся и успел перевести вездеход на режим "амфибии" Карты спутали сидевшие в заднем отсеке пассажиры. Испугавшись, они распахнули люк. Вездеход мгновенно заполнился водой и пошел на дно. Шансов спастись ни у кого из находившихся в нем восьми человек практически не было.

Впрочем, гораздо чаще гусеничные монстры просто застревают в тундре. Потерявшись во время пурги или заглохнув в снегах, "техпомощи" ждут от нескольких суток до двух недель. Замерзнуть во время этих ожиданий - проще простого. Поэтому люди опытные отправляются в поездки на двух вездеходах - в этом случае вероятность остаться навсегда в компании белых медведей снижается.

Между тем будущее чукотских вездеходов едва ли можно назвать светлым. Скорее всего после того, как закончатся оставшиеся с времен застоя запчасти, весь парк чудо-машин встанет. Купить новые агрегаты по чудовищным ценам (в 10-20 раз выше московских) на Чукотке вряд ли смогут. Тогда аборигенам останется лишь одно - снова пересаживаться на ездовых собак. Их разведение в чукотских селениях уже считается перспективным занятием.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала председателя московского клуба "Приключение" Дмитрия Шпаро.


Легкая кавалерия

МАКСИМ РАЗГУЛЯЕВ,
ДМИТРИЙ НОВОКРЕЩЕНОВ (фото)

При всей своей визуальной несерьезности снегоболотоход "Арктика" - техника серьезная и перспективная.

Перспективная - потому что летом ее фантастически огромные колеса оставляют нетронутым хрупкий верхний слой почвы, а это в свете борьбы за экологию очень важно. Серьезная - потому что в снежную зиму она не проваливается, а весело катится там, "где олени садятся на оба моста".

Устроены "дутики", как мы сразу окрестили эти вездеходы, на первый взгляд вовсе даже нехитро: кузов, здоровенные колеса, в роли которых выступают обычные камеры от грузовиков, да агрегаты от "Оки". Но первое впечатление обманчиво. На самом деле "дутики" делают с использованием" авиационных технологий.

Конструкция несущего кузова полностью оригинальная, разработана специалистами фирмы "Арктиктранс". Собирается он на стапеле в одном из ангаров в окрестностях подмосковного Чехова. Никаких конвейеров, работа исключительно ручная. Шутка ли - даже сушильная камера здесь работает на дровах. Каждая машина делается с учетом пожеланий конкретного заказчика, как Rools-Royce или Aston Martin. Исходные материалы - алюминиевый сплав и заклепки. Результат просто поражает: собственная масса готового шестиместного вездехода 700-750 килограмм, в зависимости от комплектации.

Для того чтобы разогнать "агрегат" до 60 км/ч, вполне хватает тридцатисильного движка от малышки "Оки". Большая скорость и не нужна. Тем более что управляемость у "дутиков" практически никакая - расплата за использование пневматиков низкого давления. На них машина напоминает не то студень, не то очень густой кисель. Лучше всего это видно в момент полной остановки, после которой она еще некоторое время колышется из стороны в сторону. В поворотах передние колеса складываются набок чуть ли не до ободов. На практике же это оказалось вовсе несущественно, ведь на просторах тундры высший пилотаж не нужен - выбрал направление и "пилишь" себе. А тут, действительно, чем проще, тем лучше. Например, дверные замки. Они в "Арктике" - от почтовых ящиков: кроме белого медведя, залезть в ваше авто некому. Оранжевый маячок на крыше - тоже не излишество, лучшего сигнала бедствия не придумаешь. Единственная опция, вызвавшая вопросы у корреспондентов "Автопилота", - запараллеленный с фонарями заднего хода звуковой сигнал, приятным женским голосом говорящий: "Внимание! Моя машина едет назад!" Кого, кроме тех же белых медведей, оповещать о своем маневре в тундре?

Но самое главное у "дутиков" - это их фантастическая проходимость. Благодаря низкому давлению пневматики как бы расплющиваются по поверхности, образуя большое пятно контакта. И без того небольшая масса вездехода, распределенная на шесть этих самых пятен, создает уделное давление на грунт в несколько раз ниже, чем будет давить на тот же грунт стопа в меру упитанного человека. Недавно одна девушка с телевидения, лежа на асфальте, дала проехать по себе всем этим колесам. И ничего, ей даже приятно было.

Мало того, большая поверхность контакта позволяет "реализовать значительные тяговые усилия". Проще говоря - тащить за собой прицеп с немалым грузом.

Но и это еще не все. Пневматики позволяют "дутикам" запросто плавать, даже не касаясь днищем поверхности воды! В этом случае они выступают и в роли движителя, и в роли водоизмещающего объема. На плаву пневматики погружаются в воду где-то до половины своего диаметра и работают как колеса парохода времен Марка Твена. А чтобы повысить их эффективность, в ступицах установлены небольшие лопасти.

До "Арктики" фирма производила четырехколесные вездеходы на базе инвалидной мотоколяски. На них мы тоже покатались. Смотрится ужасно смешно - наверное, так должна была выглядеть подкованная Левшой блоха. Так и хочется крикнуть: "Где этот чертов инвалид?" Но, шутки в сторону! На капоте выдавлена литера "С", что вполне можно прочесть как "G", и тогда сие будет означать не "Серпухов", а Gelaendewagen. Управление в машине осталось ручным, так как не хватило места для педалей. Да и неудобно в валенках на педали нажимать. Тем не менее штука вполне работоспособная. Их даже сделали приличной серией, и все экземпляры быстро разошлись.

В сегодняшних планах - производство полноприводного снегоболотохода с колесной формулой 6х6. На таком и Северный полюс можно покорить. А после этого - самим раздуться от гордости!

Редакция благодарит фирму "Арктиктранс", за предоставленную на тест технику.

Источник: Журнал "Автопилот" №5 1997

!! ВНИМАНИЕ !!
Открылся новый сайт.

Переходите на arctic-trans.ru