Ассоциация Арктиктранс

Вездеход из Чехова

Техника для активного отдыха изд. "Третий Рим".

Бывают машины, возможности которых нельзя оценить в городе. Надо вырваться на свободу и проехать по прямой, выбрав ориентир где-нибудь на линии горизонта. Когда экипаж неожиданно легко одолеет снег, лед, воду, грязь, овраги и мелколесье, вы поймете - дороги больше не нужны...

image001.jpg

Первое знакомство с «Лопасней» рождает противоречивые чувства. Перед вами типичная «многоножка». Клепаный кузов, небольшие окна, огромные колеса, далеко выступающие за габарит, подвеска вся на виду - непонятный агрегат. Однако сразу же возникает ощущение скрытой силы «Лопасни»: мощный «вездеходовский» протектор, независимая подвеска с огромными ходами, воздухозаборники моторного отсека, герметичный кузов с транцевой плитой на «корме» для подвесного мотора - понимаешь, что это неспроста...

Вездеход НараНемного истории. Вездеходы «Лопасня» выпускает ассоциация «Арктиктранс», вышедшая в свое время из недр ДОСААФ. Именно там родилась концепция автомобиля на широкопрофильных шинах низкого давления, обеспечивающих уникальную проходимость и щадящих тонкий плодородный слой почвы. Такие машины начали создавать в 80-е годы, однако это были самоделки с камерами от колес самолетов или тракторов, также выполнявшими роль подвески. Заслуга Ассоциации и ее идейного руководителя Вадима Яковлевича Шапиро состоит в том, что они довели концепцию до уровня машины, выпускаемой малыми сериями. «Лопасня» отличается от предшественников законченностью конструкции и внедрением уникальных разработок «Арктиктранса». Неуклюжие самоделки 80-х дали жизнь надежному вездеходу, популярному у оленеводов, геологов, геодезистов и охотников.

Конструкция вездехода продуманна и оригинальна. Несущий кузов склепан из листов алюминиево-цинкового сплава, внутри него - стальная рама из труб прямоугольного сечения для крепления двигателя и агрегатов. Специальные импортные лакокрасочные материалы гарантируют сохранность покрытия в течение нескольких лет при самой тяжелой эксплуатации. Длинноходовая независимая подвеска собственной разработки изготовлена из стальных труб и профилей, подвергнутых горячему цинкованию. В подвеске использованы пружины и амортизаторы от отечественных легковых автомобилей, однако предусмотрена ручная регулировка жесткости в зависимости от загрузки. Трансмиссия вездехода выполнена с использованием модернизированных узлов и агрегатов серийных легковых машин, от них же взяты силовой агрегат, панель приборов, передние сиденья, ветровое стекло и светотехника. Моторный отсек расположен в салоне. Он закрыт плотной крышкой, надежная шумоизоляция позволяет уложиться в нормы по шуму для салонов легковых автомобилей, приточно-вытяжная вентиляция обеспечивает надежное охлаждение двигателя в любых условиях, а также исключает попадание в салон отработавших газов, запахов бензина и масла. Глушитель расположен снаружи выхлопные газы отводятся вверх. Кузов герметичен до высоты дверных проемов. Благодаря большим колесам с развитыми грунтозацепам вездеход может двигаться по воде со скорость до 4 км/ч, а при установке вспомогательного подвесного мотора (усиленный транец находится на заднем борту кузова) - до 10 км/ч.

Вездеход на шинах низкого давления Лопасня - по небольшой луже

Конструкция «Лопасни» уникальна и возможностью создания разнообразных модификаций в соответствии с пожеланиями заказчика. Колесная формула может быть 4x4, 6x4 и 6x6. Возможна средне- и заднемоторная компоновка, даже с использованием раздаточной кори и блокируемых дифференциалов. Планировку и внутреннее оснащение салона также выполняют по заказу. Кстати, в отличие от конкурентов «Арктиктранс» для своих вездеходов пользует только камерные покрышки. Во-первых, это позволяет снизить давление в камерах и, следовательно, увеличить пятно контакта колеса с поверхностью и, во-вторых, ремонт и замена камер в дорожных условиях, особенно благодаря легко разбирающимся колесным дискам, не занимает много времени.

Поездка на «Лопасне» оставляет очень приятные впечатления. По удобству управления и комфорту это, конечно, не легковой автомобиль. Для начала нужно привыкнуть к габаритам - колеса далеко выступают за пределы кузова. Вездеход Лопасня - фрагмент подвескиВпрочем, хороший обзор с места водителя и удачное размещение зеркал заднего вида облегчают задачу. К тяжеловатому рулю тоже быстро привыкаешь, тем более что при поворотах усилия сравнимы с УАЗ-469, особенно на пересеченной местности. На ходу машина очень устойчива на курсе: при движении по относительно ровному полю можно бросить руль. Наезд на препятствие передним колесом дает заметную отдачу в рулевом колесе, однако складывается впечатление, что машина сама старается сохранить прежнее направление движения. Несмотря на значительные ходы рычага, переключение передач достаточно четкое - сказывается применение коробки от ВАЗ-2108.

Установленный на вездеходе бензиновый двигатель ВАЗ-21083 - явный результат технического компромисса. Передачи слишком короткие: только тронулся, он уже ревет; включил вторую, нажал на газ - опять переключаться. Правда, на третьей передаче и средних оборотах можно двигаться по бездорожью довольно долго. Казалось бы, дизель с большим крутящим моментом подошел бы лучше, но есть существенные возражения: вазовский двигатель хорошо изучен ремонтниками от Кольского полуострова до Берингова пролива, в России нет пока надежного серийного дизеля такой мощности. Установка импортного агрегата существенно увеличит цену вездехода, кроме того, запуск дизеля где-нибудь в тайге при -50 °С - работа для настоящих мужчин.

На бездорожье машина дарит массу впечатлений. Небольшие для нее препятствия (для справки: диаметр колес 1150 или 1300 мм, клиренс 430 мм) она «проглатывает», при движении по сильно пересеченной местности надо немного поработать педалью газа и рычагом коробки передач. Мы ни разу не почувствовали, что вездеход тяжело идет и готов «сесть», он просто двигается и все. «Лопасня» преодолевает уклоны до 45° и не опрокидывается при движении по косогору с креном до 40°. При спокойной езде по кочкам независимая длинноходовая подвеска работает идеально: нет ни вывешиваний, ни пробоев. Самое трудное при первой поездке - привыкнуть не объезжать препятствия. Кстати, здесь и проявляется весьма существенный «недостаток» машины: это вездеход-провокатор. Стоит проехать несколько ко километров строго на ориентир, не задумываясь, «проедет - не проедет», и поя сильное желание найти косогор покруче, болото то пожиже, реку пошире.

Вездеход Лопасня поднимается в горку

Вездеход «Лопасня» и его собратья от "Арктиктранс" - отличные транспортные средства, незаменимые для активного отдыха и серьезной работы там, где нет, не было и никогда не будет дорог. Простые и надежные, они способны на невероятные путешествия по самым глухим уголкам с первозданной природой.

Авторы выражают благодарность Ассоциации «Арктиктранс» и лично В. Я. Шапиро за создание уникального автомобиля «Лопасня» и организацию теста.

Эту статью вы также можете прочитать в каталоге "Техника для активного отдыха" - "Вездеход из Чехова" (стр. 40-41). изд-во "Третий Рим".

 

!! ВНИМАНИЕ !!
Открылся новый сайт.

Переходите на arctic-trans.ru