Ассоциация Арктиктранс

Большой брат Лопасни

Журнал "Коммерческий транспорт" №2(24) 2003 стр. 84-87

Вездеход Мамонтенок - Большой Брат Лопасни

В прошлом номере журнала мы начали разговор о вездеходах на шинах сверхнизкого давления, «Экзотика, это не коммерческие автомобили!» - так сказал о них наш уважаемый главный редактор. Действительно, маленькие машинки - чуть больше Нивы, с грузоподъемностью немного более 500 кг. Но, оказывается, есть среди них и тяжелые вездеходы, по грузоподъемности и энерговооруженности вполне сравнимые с гусеничными транспортерами.

Я хотел увидеть эту машину два года - так много о ней рассказывали создатели и владельцы. Настоящий тяжелый вездеход! Порой складывалось впечатление, что очевидцы пересказывают 12 подвигов прославленного античного героя. Ведь действительно, Лопасня СТОП-КАДР: Вездеход Лопасня на снежной целинеи Трэкол (подробности в «КТ» № 1/2003), практически сходные по ряду параметров, говоря привычным языком - легковые автомобили, максимум - легкие фургоны. Да, есть виды работ и условия движения (термин «дорожные условия» для них, наверное, неприменим), где им нет цены. Но, по большому счету, это довольно узкие и частные задачи. Все равно, на сегодняшний день гусеничные транспортеры (для «бедных») и вертолеты (но сегодня мы не будем говорить о тех, у кого действительно есть деньги) являются единственным транспортным средством в тех краях, где генеральный план дорожного строительства будет намечен (вчерне) не ранее конца третьего тысячелетия. Есть еще, правда, олени... Но об этом виде «коммерческого транспорта» мы расскажем как-нибудь в другой раз.

Арктиктранс: "большой" брат и его "сестричка"

Так что, все-таки, только гусеничный транспортер! Правда, есть одна маленькая проблема: стандартный гусеничный транспортер способен перемещать одну, максимум полторы тонны груза. Существуют, конечно, более тяжелые и грузоподъемные машины, но и стоят они немало. И еще одно «но»: с экологией, например в тундре, у них плохо. Конкретно - с колеей. То есть колея, конечно, есть, но остается лет на 10-20. Это если они просто движутся, а если еще с полной нагрузкой приходится форсировать некую преграду? Так что колесные вездеходы в принципе могут с ними конкурировать. Но какие?

Сердце Мамонта - "стандартный" минский двигательИ мы нашли один из многих. Хотя бы для того, чтобы просто понять, действительно ли способны колеса конкурировать с гусеницами. Поэтому сегодня от он, серебристый красавец. Его зовут Мамонтенок. Наверное, ошиблись с именем. Это настоящий мамонт, почти тиранозавр-реке. Хищная улыбка решетки радиатора, глаза фар на уровне головы человека среднего роста, мощные «когти» широкопрофильных шин, ровное «дыхание» дизельного сердца.

«Хотите за руль?» - спросил меня водитель-инструктор фирмы «Арктиктранс». Конечно, хочу. Но, поверите ли, минут 20 я ходил кругами вокруг машины, прежде чем решился открыть дверь, - такая первобытная мощь в ней заключена, особенно когда представляешь, что она может.

Конструкция

«Вначале было слово». Вначале был прославленный и неубиваемый ГАЗ-66. Вообще эта машина заслуживает отдельного рассказа и памятника, минимум на Манежной площади, столько ей пройдено и столько сделано. Итак, берется обычный ГАЗ-66, широкопрофильные шины... и сразу начинаются проблемы. Прежде всего, шины. Фирма «Арктиктранс» традиционно уделяет им большое внимание. Маркировка шин 28,1R26 Бел-44. Но это как раз тот случай: «Не верь глазам своим». Фактически, была использована лишь стандартная пресс-форма. Узел сочленения рамы вездехода МамонтенокНоу-хау фирмы позволило снизить вес шин с 625 до 165 кг (!), придав им уникальную эластичность, в принципе, не в ущерб надежности. Если установить такие шины на стандартный ГАЗ-66, то он будет ехать только прямо, следовательно, для обеспечения управляемости надо увеличивать колею либо сделать сочлененную, «ломающуюся» раму.

Именно по этому пути пошла московская фирма «Арктиктранс». Более того, рама ломается в двух плоскостях: продольной (для поворота) и поперечной (для исключения вывешивания колес). Правда, поперечный излом - блокируемый - для улучшения устойчивости и управляемости на дорогах общего пользования. Кстати, на них вездеход чувствует себя вполне уверенно, только пугает «чайников» и шокирует работников ГИБДД. Тем более что скорость его движения сравнительно небольшая, а управляемость, опять же сравнительно, неплохая.

Этот снимок хорошо иллюстрирует возможности излома рамы вездехода Мамонтенок

Кстати, применение «ломающейся» рамы позволило решить еще одну проблему надежности вездехода. Ведущий управляемый мост подразумевает наличие шарниров равных угловых скоростей (ШРУСов) либо карданных передач между дифференциалом и колесами. Не надо объяснять, что, несмотря на все достижения автомобилестроительной технологии, подобные узлы являются «зоной риска» в надежности полноприводного транспортного средства, даже если цена его превышает $100 тысяч. Вспомните свою «девятку»: даже разрыв «копеечного» резинового чехла ШРУСа грозит выходом из строя всего узла - песочек и водичка для него абсолютно без пользы.

Стандартный задний (неуправляемый) мост полностью лишен этого недостатка. Так вот, применение ломающейся рамы позволило использовать в конструкции спереди и сзади «стандартные» задние мосты. Тем более что управляемый узел сочленения рамы находится достаточно высоко, даже вне зоны брызг из-под колес и дорожной грязи. Я сожалею, но «слово джентльмена» не позволяет сказать, какая именно передача применяется в узле сочленения; могу заверить, что она, созданная 80 лет назад, и сегодня работает и заслуживает высокой оценки по надежности (и проходимости) в грузовиках полной массой до 40 и более тонн.

Подвеска: вид снизуС подвеской у нового Мамонтенка есть конструктивные проблемы. Во-первых, развесовка по мостам очень неудачная: передний мост явно перегружен. Эксперимент с изменением компоновки с бескапотной на капотную явно пошел вездеходу на пользу. Правда, производитель здесь не при чем: таково было пожелание заказчика, и, с другой стороны, изменение компоновки в принципе могло сказаться на способности вездехода вплавь пересекать водные преграды (дифферент на нос был бы, как у Титаника через час после его столкновения с айсбергом), но эта особенность машины была вычеркнута из перечня специфики конструкции в предварительном заказе.

СТОП-КАДР: так выглядит Мамонтенок бескапотной компоновкиВо-вторых, к конструктивным проблемам Мамонтенка после изменения компоновки можно отнести увеличение нагрузки на элементы подвески и, как следствие, значительное уменьшение хода рессор и амортизаторов. В частности, это проявляется в увеличившейся склонности к «козлению» (особенно задним мостом с пустым кузовом) на дорогах с твердым покрытием. Правда, на бездорожье это никак не проявляется. Во всяком случае, во время движения я этого не ощутил.

А вот с «сердцем» Мамонтенка все на удивление просто: стандартный минский Д-245.12-90. Наверное, ему российский автопром тоже должен поставить памятник. Где он только не применяется! Но вот на нашем вездеходе он действительно к месту. А благодаря капотной компоновке его рокот не мешает разговаривать во время движения. Я не употребил здесь слово «шумоизоляция», потому что она, наверное, есть, но - да простит меня фирма «Арктиктранс» - как-то «не встретилась».

За рулем

Утилитарность - одна из традиций АрктиктрансТеперь я знаю (примерно!), что испытывает погонщик слонов где-нибудь в Индии или Шри-Ланке. Для этого не надо далеко ехать - нужен лишь Мамонтенок и вполне достаточно среднерусских просторов. Движемся по асфальту, а потом просто поворачиваем руль и съезжаем с дороги. И продолжаем ехать. Включена третья передача, даже на «газ» можно не давить, и... он, хрустнув придорожными кустами, пошел по бездорожью! Я, конечно, примерно представлял, что с такими колесами можно проехать везде, но никогда не думал, что действительно везде.

Жаль, что именно этот «серебристый» Мамонтенок не умеет плавать! Конструктивное отличие только в отсутствии под кузовом и на колесных дисках дополнительных воздушных емкостей (суммарным объемом около 1200 л), обеспечивающих положительную плавучесть. Думаю, даже развесовку капотной версии можно было бы компенсировать. Итак, мы движемся. Я не зря сравнил себя с погонщиком слонов: здесь тоже не надо ничего, ни резких движений рулем, ни переключений передач, ни интенсивных манипуляций педалью «газа»; такое ощущение, что и движется сам по себе, как живой слон. Или мамонт? Пассажиры в кабине только иногда задерживали дыхание, когда капот начинал стремительно уходить вниз. Инструктор, правда, вмешивался: «больше газу», «меньше газу». Мы крутили» машину на полигоне НАТИ, где есть спецтрассы для испытаний танков; так вот, Мамонтенок прошел все на третьей, максимум - второй передаче. Кстати, на машине применяется стандартная «зиловская» 130-я коробка, и, если честно, я ее не узнал. Не могу сказать: попалась такая или специалисты Арктиктранс поковырялись, но такой бесшумности и четкости включения передач (никакой перегазовки) я за стандартной коробкой не припомню.

Он только съехал с дороги

И все-таки один раз машина меня «усыпила»: представьте, подъем 30° прошли на третьей передаче, только педаль «газа» в пол, потом короткая ровная площадка, глубокий кювет - и выезд на дорогу. И Мамонтенок встал - видимо, я действительно расслабился за рулем. Вот действительно недостаток: нет у него «обратной связи». Вспомните, вы едете по предельно грязной раскисшей дороге, машина «танцует», чуть больше «газу», еще больше - а машина идет все медленней и тяжелей, срываясь на откровенную пробуксовку. Вы начинаете напрягаться, думать, вспоминать адрес ближайшего тракториста и мысленно пересчитывать наличность в кошельке. А вот Мамонтенок молчит. Он идет и идет. Раз - и встал. Но не все так просто: он не «сел». Инструктор даже обиделся на «чайника», заметив: «Вы бы хоть на вторую перешли». А я был счастлив: все-таки «посадил» Мамонта! Правда, выезд из кювета был заметно больше 45", да и передача третья... Заводим мотор, сцепление, первая передача, «газ» в пол... И тут же Мамонтенок, словно проснувшись, рявкнув дизелем, даже не откатываясь назад, с «ручника», бросив назад комья снега и мерзлой земли, пошел... И прошел.

Вездеход на шинах сверхнизкого давления Мамонтенок - вид сбоку

Думаю, для соответствия стандартному тесту стоит добавить несколько привычных журналистских штампов. Кабина утилитарная 66-я, но модернизированная, трехместная, без горба моторного отсека. Руль с гидроусилителем, в среднем положении «никакой». Переключение передач четкое, хотя ходы рычага большие и педаль сцепления откровенно тяжелая - только для настоящих мужчин. Обзор из кабины великолепный, но для того, чтобы попасть в нее, используя подвесную ступеньку, надо пару раз потренироваться. Управление рулем несколько непонятное: есть существенное различие в ответной реакции при движении между управляемыми колесами и «ломающейся» рамой. Просто вездеход как-то не так следует за поворотом руля, то есть он, конечно, управляется, и неплохо - радиус поворота чуть более 9,5 м, но в первой поездке сложилось ощущение, что это происходит по его собственным законам. Помните господина Кошкина из «Новых приключений неуловимых»: «Мало... мало... много!» Но, видимо, это дело привычки. В целом действительно очень интересная машина.

Сравнительные технические характеристики колесных вездеходов (по данным производителей)
Класс Легкий Средний Для сравнения гусеничный транспортер
Модель/Параметр Лопасня 6х6 Трэкол 3929 6х6 (пассажирский) Трэкол 39041 4х4 ГАЗ-5903711 ЗИЛ-49062 Синяя птица2 Мамонтенок 4х4 Мамонтенок 6х6 МДП-2,5 Витязь 8х8 ГАЗ-340363
Полная масса, кг 1400-1600 2900 2150 14000 11800 5300 6000 6600 5700
Грузоподъемность, кг 600 650-800 300-400 500 5000 до 2000 до 4000 2500 1000
Пассажировместимоть, чел. 5-8 до 8 5 до 12 до 22 до 20 6+24 от 12 7
Отношение грузоподъемности к полной массе, % 37,5 27,6 18,6 35,7 42,4 37,7 66,7 37,9 17,5
Удельная мощность, л.с./т. 44,4 25,1 45,6 18,5 15,7 20,5 22,6 18 16,9
Максимальная скорость по суше/по воде, км/ч 93/6 70/2/44 70/1/34 80/9 75/9 55/3,5 85/6 45/н.д. 57/6
Давление на грунт при полной массе, МПа 0,007-0,0125 0,015 0,0125 0,1 около 0,1 0,022 0,02 0,045 около 0,02
Ориентировочная цена, тыс. руб. макс. 620 950 425 1680 только б/у макс. 950 новинка н.д. 740-885

1. Плавающий вездеход на базе БТР-80 Арзамасского машиностроительного завода.
2. Плавающий поисково-спасательный комплекс фирмы "Вездеход-ГВА" - в настоящее время не производится
3. Плавающий гусеничный снегоболотоходный транспортер Заволжского завода гусеничных тягачей.
4. С дополнительными быстросъемными движителями-насадками на колеса (+600$)
5. Данные производителей: оспариваются независимыми экспертами.

Кстати, об интересных машинах. По нашим данным, следующий Мамонтенок будет 6x6x4 -вот это надо посмотреть.

Алексеи Самойлов

Фото автора

Журнал "Коммерческий транспорт" №2(24) 2003 стр. 84-87

!! ВНИМАНИЕ !!
Открылся новый сайт.

Переходите на arctic-trans.ru