Шины низкого давления. История создания вездеходов.
За недолгий исторический период технический прогресс в области средств передвижения покорил все стихии — воду, землю, воздух, а также безвоздушное пространство. Но вот парадоксальный факт: в то время как корабли бороздят океаны, когда самолеты перестали быть экзотикой, а автомобили закрепились и как роскошь, и как средство передвижения, непокоренными оставались только снежные равнины. Проблема сведения к минимуму удельной нагрузки лыж (колес) мотоагрегата на квадратный сантиметр снежного покрова выглядела неосуществимой.
Первая попытка покорить снежные равнины была произведена благодаря появлению самолета. Одним из первых додумался приладить к саням авиационный двигатель инженер Кузин в 1912 году. Идея в те времена оказалась столь революционной, что уже в эпоху Гражданской войны, в 1919-м, была учреждена комиссия по организации постройки аэросаней. Аэросани активно действовали «на северах» в качестве почтальонов, инкассаторов и, конечно же, на войне. Но все же явные недостатки данного снегохода — способность перемещаться лишь по открытой и гладкой местности, невозможность преодолеть маломальский подъем — завели инженеров в тупик. На сегодняшний день аэросани представлены в основном самодельными вариантами, правда, до сих пор выходить в свет на заказ и промышленностью, в том числе и в КБ имени Туполева.
После войны использовалась разнообразная техника: гусеничной, лыжно-гусеничной и т.п. Все-таки, наиболее перспективными оказались разработки моделей колесных вездеходов на пневматиках.
Пневматики — это колеса большого диаметра и низкого давления (от 0,15 до 0,5 атмосферы). В начале 70-х годов жители Севера, длительными зимами все свободное время отдававшие подледному лову на взморье, приторочили камеры от грузовой машины к мотоциклу, и получился каракат — машина, свободно двигающаяся по пушистому снегу. А для того чтобы камеру после накачивания не раздувало гигантского размеров, ее перевязывали ремнями по всей окружности. Эти ремни, отлично справлялись с ролью грунтозацепов — колеса не скользили на снегу.
Все бы хорошо, если бы не нужда покупать спецодежду. Позже Арктиктранс заменил мотоцикл инвалидной мотоколяской и получился снегоболотоход «Нара». Небольшие вездеходы "Нара", сделанные на базе мотоколяски-"инвалидки", покупали геологи и жители северных районов. Говорят, эти "Нары" бегают там до сих пор.
Следующей разработкой стала модель «Арктика». Так «каракат» приобрел корпус-кабину, сделанную из топливного бака МиГ-23, распиленного пополам.
Но самое основное у "дутиков" - это их удивительная проходимость. Благодаря сверхнизкому давлению пневматики словно расплющиваются по поверхности, образуя большую плоскость контакта. И без того небольшой вес вездехода создает удельное давление на грунт в несколько раз ниже, чем будет давить на тот же грунт стопа человека.
Прочие российские производители вездеходов пошли по пути создания машин-прототипов, то есть автомобилей, по кузову узнаваемых в качестве «Нив» и «УАЗов». Правда, за пределами кузова тождество заканчивается. На раму от «УАЗа» устанавливается или родной кузов, или кабина «Нивы», а мосты поднимаются.
Последнее поколение снегоболотоходов на шинах низкого давления представлено моделью «Лопасня», производство которой освоила компания «Арктиктранс».
Вездеход амфибия имеет однообъемный герметичный утепленный кузов, созданный по типу фюзеляжа самолета (масса около 150 кг), который создан из листов алюминиево-цинкового сплава, внутри него - стальная рама из труб прямоугольного разреза для крепления двигателя и агрегатов. Нужно отметить, что фирма «Арктиктранс» при изготовлении вездеходов стремится, максимально снизить снаряженную массу своих машин и для этого часто использует авиационные технологии. Длинноходовая независимая подвеска пневмохода собственной разработки произведена из стальных труб и профилей, подвергнутых горячему цинкованию. В подвеске использованы пружины и амортизаторы от легковых автомобилей, все-таки предусмотрена ручная регулировка жесткости в зависимости от загрузки.
Трансмиссия вездехода реализована с использованием модернизированных узлов и агрегатов серийных легковых машин, от них же взяты силовой агрегат, передние сиденья, ветровое стекло. Моторный отсек располагается в салоне. Он плотно закрыт крышкой, надежная шумоизоляция позволяет уложиться в нормы по шуму для салонов легковых автомобилей, приточно-вытяжная вентиляция обеспечивает надежное охлаждение двигателя во всяких условиях, а также исключает попадание в салон вездехода отработавших газов, запахов бензина и масла. Кузов Лопасни абсолютно герметичен. Благодаря большим колесам с развитыми грунтозацепами вездеход может двигаться по воде со скоростью до 4 км/ч. «Лопасня» преодолевает уклоны до 45° и не опрокидывается при движении по косогору с креном до 40°. Резина - это уже не просто камеры от грузовых колес, а личное ноу-хау компании «Арктиктранс»: внешняя сторона камеры дополнена протектором из эластичной резины. Что делает покрышку непробиваемой, а весь агрегат чрезвычайно проходимым.
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Открылся новый сайт.
Переходите на arctic-trans.ru