Ассоциация Арктиктранс

Ползущая по волнам

Авторевю №12, 2001 - Внедорожные машины на шинах сверхнизкого давления

Если вы захотите раз и навсегда избавиться от своего джипа, превратить в лохмотья надувную резиновую лодку или загубить катер, то лучше всего отправиться в Чеховский район Московской области: сворачиваете с бетонного кольца около поселка Новый Быт — и вот вы у цели.

ЧУЖИЕ ЗДЕСЬ НЕ ПЛАВАЮТ
Участок гиблого болота, на месте которого когда-то располагались инженерные сооружения полигона Научно-исследовательского автотракторного института (НАТИ), несколько лет назад облюбовали для испытаний специалисты московской ассоциации Арктиктранс, занимающейся производством внедорожных машин на шинах сверхнизкого давления. А иногда они привозят сюда очередного покупателя вездеходов, сажают за руль и предлагают в одиночку добраться до леса: сначала по полю, потом — через это самое болото. По словам конструкторов, преодолев этот участок самостоятельно, человек получает полный комплекс необходимых навыков управления машиной на любом бездорожье. Откуда такая уверенность?
— Это только с виду здесь обыкновенный водоем. Вот там, чуть правее, под водой спрятан остов огромного бетонного колодца. Прямо — куча затопленных деревьев. А в том месте, откуда торчит арматура, раньше была огромная свалка строительного мусора. Да и вода, на самом деле, обман — сплошная трясина с ряской. Вся прелесть этого участка в том, что машина здесь уже не едет, но еще и не плывет. Вдобавок — то и дело натыкается на невидимые препятствия. Чтобы двигаться в таких условиях, маневрировать и суметь выбраться на противоположный берег, одних только возможностей техники недостаточно — нужно головой работать!
Закончив это вступление, директор ассоциации Арктиктранс Вадим Шапиро произносит свою любимую фразу:
— Ты только, ради Бога, ничего не пиши про наши машины — опять какую-нибудь идею своруют. Вездеход — и все. Договорились?
Я промолчал. Причем отнюдь не в знак согласия.

СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
О колесных вездеходах Арктика и Лопасня мы рассказывали не раз. Ну, а поводом для очередной поездки на «болотный» полигон стала новая шестиколесная машина, конструкция которой по-своему примечательна. Изюминка — двигатель. Впервые инженеры ассоциации Арктиктранс оснастили сверхлегкий вездеход «полноразмерной» силовой установкой — четырехцилиндровым бензиновым двигателем ВАЗ-21081 рабочим объемом 1100 см3 и мощностью 54 л.с. На шестиколесной машине он располагается продольно, аккурат в центре кузова. Крутящий момент с помощью приводных валов со ШРУСами передается на межколесные редукторы передней и задней осей, а далее, через полуоси — к колесам. Средний «мост» пассивный, подкатной. Его задача — снижение давления на грунт и создание дополнительной опоры при перекатах через высокий рельеф.
В кузове новой машины предусмотрено шесть мест для пассажиров, которые путем нехитрых операций можно трансформировать в три спальных.
Означает ли создание этой машины окончательный переход на новые, более мощные двигатели? Нет, четырехколесные вездеходы Арктиктранса будут по-прежнему оснащаться моторами от Оки.
Подвеска всех колес выполнена по независимой схеме, причем ход ее очень велик — 320 мм.
Еще одно новшество — «правильная», а не развернутая на 90о, как раньше, схема переключения передач.
В трансмиссиях машин Арктика и Лопасня применены свободные дифференциалы — так проще передвигаться по дорогам с твердым покрытием и так, в конце концов, дешевле. Но межосевая блокировка — вернее, ее имитация — предусмотрена. Реализуется она за счет необычной конструкции тормозной системы — тормозные механизмы есть только на колесах задней оси. Если вездеход отказывается ехать в гору, вывесился на бугре или забуксовал задними колесами, водителю достаточно просто добавить оборотов и прижать левой ногой педаль тормоза. Свободный дифференциал тут же перебросит дополнительную порцию крутящего момента на переднюю ось — и машина поедет дальше. Кстати, именно этот прием позволяет Лопасне цепляться за берег при выходе из воды. Естественно, при этом неизбежны большие нагрузки на элементы трансмиссии, которые при мощном моторе могут стать причиной поломки одного из приводных валов. Потому-то на этих машинах и применяются относительно маломощные двигатели.

ЛОХНЕССКОЕЧУДОВИЩЕ
В коварное болото мы полезли сразу на двух машинах — четырехколесной с мотором от Оки и более мощной шестиколесной с 54-сильным вазовским двигателем. Местечко и впрямь гиблое: только наберешь ход — и тут же упираешься в корягу. Сдаешь назад — наезжаешь колесом на всплывший островок тины. В общем, если нет навыков, то форсирование такой преграды превращается в беспомощное барахтанье. Самое удивительное, что мощная шестиколесная машина, обладающая большим запасом положительной плавучести, так и не смогла обставить в болоте своего младшего собрата. Причина поражения — подкатная ось, работающая в трясине как якорь: средние колеса собирают перед собой всплывшие бревна, тину и водоросли. Это создает такое сопротивление движению, что машина уже не может набрать ход и выйти на берег.
А вот на суше ситуация иная. За счет более мощного мотора шестиколесная Лопасня с разгона берет подъем в 38о, уверенно движется по глубокому рельефу внатяг и даже с полной нагрузкой не проваливается на топких грунтах. У машины удивительная плавность хода, привыкать приходится лишь к неимоверно низкой чувствительности руля.
Жаль только, что при всех своих достоинствах вездеходы на шинах сверхнизкого давления до сих пор остаются довольно дорогим удовольствием: четырехколесная Лопасня с оковской силовой установкой стоит около $13000. Шестиколесная машина — на две тысячи долларов дороже. Есть проблемы и с качеством комплектующих, и с механической прочностью деталей. Но машины эти покупают. Последний проданный вездеход, например, приобрел ученый-орнитолог, занимающийся изучением редких птиц на Сахалине. Будем теперь надеяться, что при виде плывущего по воде «лохнесского чудовища» вся популяция белоголового орлана не рванет в ужасе в сторону Японских островов.

Фото: 
В корме вездехода предусмотрены места для четверых пассажиров. При необходимости здесь же можно организовать спальные места
Двигатель ВАЗ-21081 расположен продольно в центральной части кузова
Привыкать в салоне не к чему: все органы управления — автомобильного типа

!! ВНИМАНИЕ !!
Открылся новый сайт.

Переходите на arctic-trans.ru